Нейропсихология
— отрасль психологической науки, которая включает в себя несколько наук неврологию, психологию, логопедию. В нашей стране работы А. Р. Лурия и его учеников, которые в течение 50 лет исследовали различные проблемы формирование и созревания, травму, патологию мозга препадают и продолжают исследовать Семенович, Глозман, Визель, Архипов, Микадзе. Каждый из них углубился в нейропсихологии в отдельное направление, что дает большой багаж разнообразных наработок для коррекции и формирования развивающегося мозга растущего ребенка и подростка.
Нейропсихологическая коррекция способствует:
- созреванию необходимых структур мозга и личности;
- развитию памяти, внимания, интеллекта, мышления, речи;
- развитию двигательной сферы, нормализации нервно-мышечного тонуса;
- формированию и развитию координации движений
- нормализации деятельности нервной системы;
- коррекции аутистического, избегающего и агрессивного поведения;
- позитивная динамика психического развития ребенка;
- стойкий результат;
- длительный эффект;
- доступность применения методик и упражнений;
— во-первых, новые физиологические теории. Идея системного подхода к ВПФ, предложенная П. К. Анохиным, и представление о постоянных и меняющихся компонентах движения (как психической функции), разработанное Н. А. Бернштейном, легли в основу теоретических представлений А. Р. Лурия, который использовал эти положения для построения теории системной динамической локализации высших психических функций человека;
— во-вторых, появление концепции культурно-исторического развития ВПФ Л. С. Выготского. Исследования Л. С. Выготского легли в основу научного изучения системного строения различных психических процессов, разработки возможности компенсации нарушенных психических функций при локальном поражении мозга;
— и, в-третьих, успехи неврологии, нейрохирургии и патопсихологии. Огромный вклад в становление нейропсихологии внесла Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками, изучая патологию мыслительных процессов и аффективной сферы при органических поражениях мозга.
Предметом нейропсихологии является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и Личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга.
Можно выделить основные Методы нейропсихологической коррекции:
- игровые, массаж, дыхательные упражнения
- физические упражнения (развитие гибкости, координации, выносливости)
- коммуникативные упражнения (умение общаться)
- познавательные (развитие навыков письма, чтения, счета, воображения)
- художественные методы (арт, лепка, рисование, аппликация)
В рамках нейро психологической коррекции в центре проводятся специальные программы, ориентированные на детей с СДВГ, аутизмом (РДА), отставанием психического развития, с неординарным психическим развитием (одаренность).
Для детей с трудностями обучения нейропсихологическая коррекция показана как методика, способная нивелировать или полностью устранить дефицитарность психического развития (по показаниям диагностики).
В большинстве случаев школьная неуспеваемость объясняют нежеланием ребенка или складом его характера, а не тем, что некоторые структуры головного мозга еще не созрели к предлагаемым требованиям школы.
Нейропсихологическая коррекция направлена на развитие «спящих» участков мозга, приводит к слаженной работе всей нервной системы ребенка.