Довольно часто бывает, что ребенок сообразительный, с отличной памятью, но у него проблемы с освоением письма (повторяющиеся ошибки, не связанные с незнанием правил, прыгающие буквы и другие).
Исправление дисграфии вполне реально.
Для этого надо обратиться к нейропсихологу.
Дисграфия — частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.
Симптомы дисграфии:
Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б-п, д-т, г-к, ш-ж); искажением буквенно¬слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов); нарушением слитности и раздельности написания слов; аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении). Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8-8,5 лет.
Причины дисграфии
Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию,афазию, задержку психоречевого развития.
К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты иэнцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.
Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР.
Механизмы дисграфии:
Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему,
графемы в кинему.
Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи.
Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.
Классификация дисграфии.
В зависимости от несформированности или нарушения той или иной психической функции или анализатора выделяются следующие виды дисграфий:
• артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
• акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
• дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
• аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико¬грамматической стороны речи;
• оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно¬пространственных представлений.
Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.
Артикуляторно-акустическая дисграфия; дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия); дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическая дисграфия; оптическая дисграфия.
Артикуляторно-акустическая дисграфия — дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание.
Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Пишет так, как произносит. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам в устной речи. Часто наблюдается при дизартрии, ринолалии, сложной дислалии.
Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в устной речи. В данном случае можно предположить, что при внутреннем проговаривании нет достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы еще четкие кинестетические образы звуков. Но замены и пропуски звуков не всегда отражаются на письме. Это обусловлено тем, что в ряде случаев происходит компенсация за счет сохранных функций (например, за счет четкой слуховой дифференциации, за счет сформированности фонематических функций).
Акустической дисграфией — дисграфия, обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в заменах букв при письме, соответствующих фонетически близким звукам. При этом звуки в устной речи произносятся правильно.
При акустической дисграфии отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.
Чаще всего при акустической дисграфии заменяются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, аффрикаты и их компоненты: («ч» — «ть», «ч» — «щ», «ц» — «т», «ц» — «с»). Дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания проявляется также и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных: «писмо». Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении: (туча — «точа»).
В наиболее ярком виде дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания наблюдается при сенсорной алалии и афазии. В тяжелых случаях могут смешиваться буквы, обозначающие далекие артикуляторно и акустически звуки: («л» — «к», «б» — «в», «п» — «н»). При этом произношение звуков, соответствующих смешиваемым буквам, является нормальным.
В зависимости от того, какое звено фонемного распознавания нарушено, также выделяют следующие подвиды дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания: акустическую, кинестетическую, фонематическую.
Дисграфия, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.
Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова: пропуски согласных при их стечении (диктант — «дикат»), пропуски гласных (собака — «сбака»), перестановки букв (тропа — «прота»), добавление букв (таскали — «тасакали»), пропуски, добавления, перестановки слогов (стакан — «ката»).
Нарушение деления предложений на слова при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь — «идедошь», в доме — «вдоме»), раздельном написании приставки и корня слова (наступила — «на ступила»).
Аграмматическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Аграмматическая дисграфия может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса — лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых.
В связной письменной речи при аграмматической дисграфии выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями.
На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула — «нахлестнула», козлята — «козленки»), изменении падежных окончаний («много деревов»), нарушении предложных конструкций (над столом — «на столом»), изменении падежа местоимений (около него — «около ним»), числа существительных («дети бежит»), нарушении согласования, нарушении синтаксического оформления речи, трудностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова — отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками, в различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится замена графически сходных рукописные буквы: п — к, п — и, с — о, и — ш, л — м; недописывание или добавление элементов букв (л вместо м; х вместо ж и наоборот), зеркальное написание букв.
В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы.
Описанные выше виды дисграфии в чистом виде встречаются редко, чаще наблюдается картина смешанной дисграфии.
Коррекция дисграфии.
Исправление дисграфии у ребенка — важнейшая задача наших специалистов и родителей.
Это важная работа, которая требует не только умения специалиста, но и терпения детей, родителей. Исправление дисграфии даёт отличные результаты, которые помогают ребёнку повысить не только успеваемость, но и свою самооценку. Ведь если ребенок в младшем возрасте не обращает внимания на ошибки, которые допускает, то дети старшего возраста вполне ясно понимают, что ошибки, которые постоянно встречаются в их тетрадях – следствие какого-то отклонения. А это, зачастую вызывает развитие комплексов.
Наши специалисты приложат максимум усилий, чтобы исправление дисграфии стало возможным в ближайшие месяцы. Преодоление дисграфии – это реальная помощь ребёнку в учёбе Чтобы преодоление дисграфии происходило легче необходимо, чтобы родители оказывали поддержку, придерживаясь некоторых важных моментов.
Поддерживайте положительный настрой и поощряйте успехи вашего ребенка, вводите такую работу, как медленное списывание текста, а также выполняйте занятия, рекомендованные психологом. Такая помощь делает работу специалиста более эффективной.
На сегодняшний день есть много методик, которые обеспечивают преодоление дисграфии. Есть даже компьютерные виды коррекции. Наш высококвалифицированный нейропсихолог, общаясь с каждым ребёнком, подбирает индивидуальную программу, чтобы преодоление дисграфии проходило легче и быстрее.
Позитивная динамика в преодолении проблемы будет заметна после первых же занятий. Если вы замечаете, что у ребенка существуют похожие проблемы, не стоит делать вид, что ничего не происходит или пытаться справиться с дисграфией самостоятельно. Если у вашего ребёнка проблемы с освоением письма, то возможно у него дисграфия справиться с которой поможет специалист. Исправление дисграфии — достаточно сложный и серьёзный процесс, в котором должны вместе принимать участие нейропсихолог, ребёнок и родители. И совместными усилиями при помощи многочисленных интересных и увлекательных занятий преодоление дисграфии будет результативным.
Рекомендуемые методы коррекции