Цикл семинаров практикумов для специалистов и родителей
— «Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей»
— «Методика оказания помощи детям, испытывающим трудности в адаптации к дошкольной и школьной жизни».
Участникам семинара выдается раздаточный материал: диск, карта диагностики, стимульный материал.
Программа рассчитана на школьных и дошкольных психологов, воспитателей и методистов детских садов, нянь и гувернеров, преподавателей школ, учителей классов коррекции, воспитателей и преподавателей детских домов, специалистов центров раннего развития, логопедов, дефектологов, а также заинтересованных родителей.
В настоящее время отмечается резкое увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем, проблемы обучаемости таких детей подчас практически неразрешимы. Многие специалисты утверждают, что традиционные, общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали давать результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции, актуализировались какие-то дизонтогенетические механизмы, не позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит психической деятельности ребенка непосредственно, по типу «симптом-мишень».
Раннее выявление проблем и проведение профилактической и коррекционной работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста поможет изменить ситуацию к лучшему.
Предложенная методика оказания помощи детям методологически опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе, в том числе о возможностях «замещающего онтогенеза».; а методически — на адаптированный вариант базовых телесно-ориентированных, этологических, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.
Методика представляет собой трехуровневую систему; основанием для выделения уровней явилось представление об определенных этапах в развитии пространственно- временных аспектов психической деятельности человека.
Базовая программа
1-й модуль «Нейропсихология детского возраста»
— Теоретические основы нейропсихологии детского возраста.
— Основы и методология нейропсихологии, мозговая организация психических процессов и созревание мозга у детей.
— Особенности развития психических функций в детском возрасте.
Аспекты клинической нейропсихологии нарушений ВПФ у детей (нарушения речи, внимания, интеллекта и поведения), понятие дизонтогенеза.
Проблема детей с отклоняющимся развитием. Какие дети относятся к этой группе? Причины увеличения количества таких детей в современном обществе. Ограниченность традиционных методов диагностики и коррекции детей с отклоняющимся развитием.
Краткое знакомство со строением и работой мозга. Основные принципы и закономерности созревания мозга и развития высших психических функций детей. Подробный анализ механизмов работы мозга, их значения для нормального психического развития детей, закономерности развития, а также последствия нарушения или отставания в созревании. Основные типы (синдромы) отклоняющегося развития у детей. Функциональная несформированность лобных отделов мозга, левой височной области, межполушарных отношений, правого полушария, дефицитарность подкорковых и стволовых образований мозга.
Вебинар №1 Базовые понятия нейропсихологии.
Мозг. Мозговая организация психических процессов. Три функциональных блока мозга. Функциональная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие. Нейропсихология детского возраста: основные закономерности и принципы.
Вебинар № 2 Нейропсихологическая синдромология отклоняющегося развития.
— Функциональная несформированность лобных отделов мозга.
— Функциональная несформированность левой височной области.
— Функциональная несформированность мозолистого тела.
— Функциональная несформированность правого полушария.
— Функциональная дефицитарность базальных ядер мозга.
— Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга- дисгенетический синдром.
Вебинар № 3 Нейропсихология детского возраста. Возможности практического применения.
В программе:
— Научное обоснование детской нейропсихологии.
— Мозг ребенка: законы и особенности его развития.
— Нейропсихологический подход к воспитанию и обучению детей.
Виды нейропсихологических упражнений для оптимизации развития ребенка:
— укрепления психического и физического здоровья детей;
— активизации интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
Вебинары № 4 Нейропсихологическое обследование детей с логопедическими проблемами.
— Моторная аллалия, сенсомоторная аллалия.
-Дизартрия, всевдобульбарная дизартрия.
Вебинар № 5 Нейропсихологическое обследование детей с неврологическими диагнозами.
— нервные тики
— Энурез.
— Энкопрез.
— Сдвг, двигательный синдром, резидуальная недостаточность.
2-й модуль: «Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте»
— Методы и методики нейропсихологический диагностики детей.
— Базовые и альтернативные подходы к диагностике высших психических функций.
— Синдромы несформированности и дефицитарности в детском возрасте.
Основные принципы и преимущества нейропсихологического подхода к диагностике отклоняющегося развития. Принципы синдромного анализа нарушений психических функций, выявления фактора и учета возрастного этапа развития психики ребенка.
Краткое знакомство с разработанными в России и за рубежом нейропсихологическими методиками диагностики детей с отклоняющимся развитием (их преимущества и недостатки).
Освоение методики нейропсихологической диагностики детей, разработанной в лаборатории нейропсихологии МГУ под руководством д.пс.н. Т.В.Ахутиной. Процедура проведения и оценки (количественной и качественной) нейропсихологических проб. Анализ ошибок у детей.
Принципы написания заключения по данным нейропсихологического обследования ребенка.
Демонстрация диагностических нейропсихологических обследований детей и анализ случаев (2 ребенка: дошкольник и учащийся начальной школы).
Вебинар №5 Нейропсихологическая диагностика детей (возраст 3-6 лет)
Вебинар №6 Нейропсихологическая диагностика детей (возраст 5-12 лет)
Нейропсихологическая диагностика детей (возраст 5-9 лет) направлена на оценку уровня сформированности базовых мозговых механизмов, лежащих в основе протекания психических процессов ребенка.
В частности, она позволяет выявлять проблемы в развитии:
— механизма регуляции и контроля,
— межпоплушарного взаимодействия,
— нейродинамического механизма,
— аналитической (левополушарной) и холистической (правополушарной) стратегии обработки информации и других базовых мозговых механизмов психической деятельности.
Нейропсихологическая диагностика позволяет не просто описывать внешние симптомы нарушений психических функций, но и выявлять механизмы и причины, которые привели к наблюдаемому у ребенка симптомокомплексу.
Понимание механизма нарушения, в свою очередь, позволяет выстроить коррекционный процесс, направленный не на снятие внешних симптомов, а на работу с дефицитарным механизмом.
Вебинар №7 Нейропсихологическая диагностика и консультирование.
Анамнестические данные и беседа. Методы исследования латеральных предпочтений. Методы нейропсихологического обследования. Практический показ проведения нейродиагностики с детьми 5-10 лет
Вебинар №8 Нейропсихология пространственных представлений.
Нейропсихологический подход к анализу пространственных представлений. Методы нейропсихологического исследования пространственных представлений. Типология пространственных представлений и их нарушения у взрослых и детей. Модель иерархического строения пространственно-временных представлений.
Вебинар №9 Нейропсихофизиологические особенности школьников как основа дифференцированного обучения.
Успешность обучения школьников с различной межполушарной асимметрией мозга. Ведущие каналы восприятия. Стиль профессиональной деятельности учителя с различной межполушарной асимметрией мозга. Психологические особенности мальчиков и девочек в процессе обучения.
3-й модуль «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»
— Отечественные и зарубежные подходы к коррекции нарушений психических функций у детей.
— Принципы и формы коррекционно-развивающего обучения.
— Основы здоровьесберегающих технологий обучения.
— Нейропсихологические методы двигательной коррекции, методы когнитивной коррекции и формирующего обучения.
Нейропсихологическая коррекция детей с отклонениями в развитии:
— Теоретическое введение в проблему нейропсихологический коррекции детей.
— Краткое знакомство с разработанными в России нейропсихологическими методиками коррекции детей.
— Освоение комплексной методики нейропсихологический коррекции детей, разработанной к.пс.н. А.В.Семенович. Принципы коррекции гиперактивных детей, детей с когнитивными (познавательными) нарушениями, а также детей с нарушениями регуляции и контроля за поведением. Демонстрация коррекционного занятия с детьми 3-4 и 6-7 лет (видеоматериал).
Вебинар № 10 Метод замещающего онтогенеза.
Комплексная нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов в детском возрасте(теория- 2 ч. практика- 5 ч)
Вебинар № 11 Нейройога. Нейропсихологический подход в коррекции трудностей развития ребенка.
В программе:
— Основные трудности в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.
— Практика использования упражнений Нейройоги при решении основных проблем развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Специфика использования Нейройоги:
— в работе с аутизмом;
— при коррекции трудностей детей с синдром дефицита внимания и гиперактивности;
— для детей с серьезными неврологическими проблемами;
— при минимальной мозговой дисфункции у ребенка;
— для детей с задержкой психоречевого развития.
Особенности проведения индивидуальных и групповых занятий по системе «Нейройога».
Консультационная работа с родителями.
Вебинар № 12 Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление.
Счет: нарушение и восстановление. Психология числа и счетных операций. Неспецифические формы акалькулии. Специфическая первичная акалькулия. Лобная и теменная акалькулия. Письмо: нарушение и восстановление. Психология и нейропсихология письма. Речевые формы аграфии. Неречевые формы аграфии. Чтение: нарушение и восстановление. Психология и нейропсихология письма. Неречевые формы алексии. Речевые формы алексии. Методы восстановления счета, письма и чтения.
4-й модуль «Нейропсихология взрослых»
— Основные принципы строения мозга. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие.
— Нейропсихология нарушений, нейропсихологический анализ нарушений ВПФ, синдромы при локальных поражениях головного мозга.
— Методы нейропсихологической диагностики. Особенности диагностики взрослых при травмах головного мозга и инсультах. Характер симптомов, факторный и топический анализ нарушений.
— Особенности нейропсихологической диагностики детей.