Телесный интеллект

«Телесный интеллект» – это система  телесно-ориентированных, психологических   упражнений, направленных на формирование у ребенка   пропреорицептивной системы здорового восприятия себя и окружающего мира.

Данный метод является авторской разработкой специалистов Тюменского центра детской нейропсихологии и  нейрореабилитации во главе с Габышевой Викторией Анатольевной, генеральным директором центра.

Проприоцепция — принимать

Проприоцепция — это ощущение, возникающее в результате обработки информации от рецепторов — проприоцепторов. Сигналы от проприоцепторов приходят в головной мозг и дают информацию о положении мышц, суставов и сухожилий.

Осуществляется различными органами — кожей, мышцами, костями  информация с которых по крупным, быстропроводящим нервным волокнам и нервных окончаний спинного мозга поступает в центральную нервную систему и далее через таламус в головной мозга, где формируется схема тела.

Без такой способности человек не мог бы выполнять координированных движений с закрытыми глазами. Взрослый человек в сознательном состоянии может чувствовать положение и движение своих конечностей. При этом способность ощущать собственное тело (мышечное)  с закрытыми глазами отличается от ощущения своего тела с закрытыми глазами.

У новорожденного эта система не откалибрована, при дисфункции в родовой деятельности и первом году жизни, данная система не успевает формироваться самостоятельно. На первом году жизни много нужных и важных построек и организм не будет ждать и восстанавливать слабое звено, ему необходимо адаптировать новорожденного для жизни. Поэтому мы получает отклоняющееся развитие новорожденного ребенка в первом году жизни.

Благодаря проприорецепции человек может чувствовать положение, движение и силу:

  • Чувство положения— способность ощутить, под каким углом находится каждый сустав, и в сумме — положение и позу всего тела. Чувство положения почти не подвержено адаптации.
  • Чувство движения— это информация о направлении и скорости движения суставов. Человек воспринимает как активное движение сустава при мышечном сокращении, так и пассивное, вызванное внешними причинами. Порог восприятия движения зависит от амплитуды и от скорости изменения угла сгибания суставов.
  • Чувство силы— это способность оценить мышечное усилие, прилагаемое для движения или для удержания сустава в определённом положении.

Кинестезия — движение  чувство (восприятие) движения и положения собственного тела или его отдельных частей. Это чувство основывается на разнообразной информации, в получении которой задействованы совершенно разные рецепторы и сенсорные системы.

В широком смысле слова термин «кинестезия» включает в себя также способность осознавать положение и движение тела за счёт как проприоцепции, так и сигналов от вестибулярного аппарата и зрения, которые интегрируются в мозге для получения полной информации о положении тела в пространстве с учётом окружающих предметов. В настоящее время нейрофизиологические исследования в этом направлении дают обоснования задержки развития детей раннего возраста. Нами разраотан метод который последовательно восстанавливает все этапы формирования онтегенеза о внутриутробной до зрелой функции центральной нервной системы.

Цель метода сопровождение детей с отклоняющимся в развитии: задержка психологического, речевого развития, ранний детский аутизм, дети с аутическим компонентом, ДЦП, синдром Дауна, СДВГ.

Задачи.
1. Восстановление проприоцепцию ребенка: ощущение своего тела, нормализация тонус тела, ощущение своих мышц, эмоциональное высвобождение подавленных эмоций.
2. Развитие кинестезии -двигательных автоматизмов, основы неосознанного движения.
3. Восстановление целостности тела построение движений в пространстве. Основы восстановления восприятия СЕБЯ и Я-сознания.

Результаты применения методики.

— уменьшение проявлений гиперактивности (формирование целевых движений; удержание внимания на заданной цели);
— уменьшение аутестических проявлений,
— уменьшение стереотипий;
— появление взгляда в глаза,
— появление социальной улыбки, смеха, любопытства;
— уменьшение самоагрессии;

— уменьшение специфических страхов;
— восприятие прикосновений;
— целенаправленность действий и т.д.);
— толчок в развитии речи;
— улучшение познавательных способностей.

Суть метода.

Мы работаем с телом, а в результате меняем психические особенности ребенка. Возникают свойства личности, которые считаются отсутствующими. Это крайне важно, особенно сейчас, когда доминирующим коррекционным направлением стала поведенческая терапия.

Существует несколько уровней проприорецепции, давайте рассмотрим каждый из них:

Первый этап формирования  проприоцепции 

дети прижимаются к родителям, формируется Доверие;

Глубокая чувствительность уровня А считается основой восприятия человека СЕБЯ, основой Я-сознания. У детей-аутистов проходят страхи, связанные с «не нахождением» себя в пространстве; ребенок «сам по себе» выходит в пространство (уровень С), у него появляется центральное зрение, любопытство.

 море Удовольствия и Страхи (дети с ослабленным или не включенным В-уровнем и не боятся, и удовольствия, практически, не испытывают).этот уровень –  основа неосознанного динамического вписывания человека в мир; здесь мир воспринимается им только в движении. При коррекционной работе на уровнеВ происходит объединение поверхностной и глубокой чувствительности в единое восприятие (щекотка); построение В-тела – больших и малых диагоналей целостных паттернов движений; стимулирование сигнального восприятия в пространстве, объединение родителей и ребенка в «содвижении», в общении и игре. В результате такой работы растормаживаются врожденные двигательные автоматизмы тела, легче формируются автоматизмы речи и мышления.

   Любопытство и Кураж на преодоление препятствия (и подражание, и социальная ссылка и т.п.). Этот уровень – основа осознанного восприятия СЕБЯ в мире, в пространстве; основа  целостного сознания человека. Коррекция на уровне С: построение С-тела: движения тела строятся от точки центрирования (на два пальца выше лобковой кости) – все движения тела тонически наполнены; развитие целостного восприятия пространства – выделение объекта, разглядывание, слежение; достижение целей в пространстве; раппорт в общении родителей и детей; мимика и интонации общения; развитие игры по подражанию. В результате такой работы уходят страхи, связанные с объектами в пространстве, появляется любопытство, активность в освоении мира, общении, формируется интонированное звучание, мимика.

 Нежность и Ласковость.

Этот уровень –  основа мифического сознания человека, основа коллективного бессознательного, ролевого поведения. Человек живет и действует в представляемом мире. Коррекция здесь: построение D-тела – легкого, текучего; построение топологического восприятия и движений по представлению. Используются основные мифологические сюжеты и роли в общении и игре. В результате такой работы ребенок осваивает социальные роли и социальное поведение. Его поведение определяется социальной ссылкой на значимых взрослых. В социальных взаимодействиях появляется нежность, ласковость.

Эмпатия – чувствуют эмоции других людей, интересуются их эмоциями.

Этот уровень автономной (вегетативной) нервной системы, который представлен в теле человека системой ганглиев (или сплетений). В телесно ориентированной работе мы можем активизировать отдельные ганглии этой системы  или всю систему в целом. В результате активизируется восприятие всей брюшной части тела человека, выравнивается и углубляется дыхание, синхронизируется работа всех внутренних органов.

Брюшная и спинная сторона тела несут и разные психологические функции. Брюшком мы взаимодействуем с близкими, например, прижимаем к себе детей. При «включении Брюшка» (обязательно и у мамы, и у ребенка) у  аутистов  оживают социальные составляющие их поведения. В результате работы «с Брюшком» дети начинают замечать эмоции других людей, чувствовать их эмоции, интересоваться их эмоциями. Как результат – в их поведении появляется Эмпатия.
Программа разрабатывается индивидуально для ребенка. Продолжительность занятий – 45 минут, рекомендуемая частота занятий – 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 3-6 месяцев.

Как занятия по ТИ влияют на развитие речи ребенка.

Тело неразрывно связано с психикой и речевой деятельностью человека, и воздействие на него оказывает непосредственное влияние и на душевное состояние. В наше время очень многие страдают от того, что не могут принять свое тело, полюбить его. Занятия по телесному интеллекту, как раз таки и позволяют нам полюбить свое тело, принять его таким, какое оно есть.

Мы, как правило, не можем почувствовать себя, пока не сделаем хоть маленькое движение. Афферентное сообщение о движении одновременно считывается нами, как осознание себя. Для маленького ребенка требуется тоническое двигательное воздействие извне.

Начиная с рождения, дети получают огромное удовольствие при поглаживании их тела руками родителей, особенно при сильных надавливаниях на тело с выходом на глубокую чувствительность. Наши врожденные эмоции явно положительно оценивают такое воздействие.

Здесь, происходит не только общение, взаимодействие ребенка с родителями, но и действенная помощь ребенку в осознании им самого себя через свое тело.

Дети, не получающие такого воздействия, и физически, и психически развиваются последовательно.

Основными задачами по ТИ являются-устранение глубоких зажимов, зажимов неподвижностей в разных областях тела, восстановление всех телесных функций, физическое и психологическое расслабление, и как результат,умение понимать и решать свои психологические проблемы.

Но, все же, мне более подробно хотелось бы остановиться на том ,каким образом  занятия по  ТИ глубоко влияют на центр речи ребенка. В своей работе мы используем психокоррекционные подходы. Основной психокоррекцией является–  системная телесно ориентированная терапия, так же используем любые телесные техники, как упражнения, для активитизации или автоматизации движений каждого уровня построения движений. В основе работы лежит системность, опирающаяся на иерархию построения тела, а соответственно психики и речевых особенностей,ребенка. Внутри данной методики мы работаем не с отдельными телесными нарушениями или блоками, а с целыми уровнями построения движений.
Нередко родители оставляют без должного внимания тревожные признаки наличия задержки психического развития ребенка. Это, в свою очередь, влечет за собой отставание в формировании речевых навыков. Поэтому можно сказать, что без речевых навыков невозможен гармоничный процесс социализации маленького человека, он заметно отстает от сверстников. Это рождает ненужные комплексы и сложности в воспитании.

К 4-5 годам жизни малыша родители начинают бить тревогу. Ведут  малыша к логопеду. Логопед, корректирующий речевые навыки — больше учитель, так как работает со следствиями. Предпосылкой же является задержка психического развития, возможно, повреждение головного мозга, в свое время оставшееся без должного лечения. Такого рода патологии не являются предметом работы логопеда, а значит родители теряют драгоценное время. Вот на этом уровне мы и включаем в работу занятия по ТИ, в результате которых мы можем проследить положительную динамику развития психологических и речевых процессов.

Присмотритесь к своему малышу. Если речь Вашего ребенка намного отличается от речи сверстников, обратитесь за консультацией к специалистам.      Хотелось бы еще раз сказать, что речь появляется не сама по себе. Она тесно связана с общением со взрослым, с психическим развитием ребенка. Ребенок приходит в мир, еще ничего не зная о нем. Первые три года- это начало развития полноценной личности. От того, каким будет начало, зависит будущее ребенка. «Не учили поперек лавочки, а во всю вытянулся — не научишь» — так гласит народная мудрость.

Ваша любовь к малышу, усердие, терпение в обучении непременно помогут достичь больших результатов.

Записаться на курс.

 

ЦЕНТР ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ