Дизартрия: полная классификация, современное лечение и коррекция речи.
Дизартрия – речевая патология, которая возникает в результате нарушения передачи импульсов в области нервных путей речевого аппарата. Выраженность речевой патологии зависит от локализации и степени поражения периферической и центральной нервной системы, а также напрямую зависит от внутриутробного развития ребенка и от того, в каком возрасте был обнаружен первичный дефект, ведущий к развитию дизартрии.
Дизартрия проявляется преимущественно как патологическое расстройство артикулярного аппарата вследствие различных поражений мозговых структур и его отделов. Проявляется в виде нарушений мышечного тонуса речевого аппарата, голосоведения и дыхательной системы, что приводит к недоразвитию вербальных средств общения и коммуникации в целом. При дизартрии наблюдается расстройство фонематического восприятия и лексико-грамматической речи, а также недоразвитие ВПФ (высших психических функций).
Факторы, влияющие на развитие нарушения.
Психосоматическое и психомоторное развитие ребенка является сложнейшим процессом, поскольку любой негативный фактор может сказаться на его развитии негативным образом. К таким неблагоприятным факторам относятся:
- внутриутробные инфекционные поражения;
- внутриутробная кислородная недостаточность;
- интоксикация ЦНС;
- проявления токсикоза;
- рождение раньше срока;
- родовая травма.
Вместе с внутриутробным развитием и врожденными особенностями ЦНС, не последнюю роль в развитии играет социальная среда, которая способна оказать поддерживающую и стимулирующую функцию для развития ребенка и, наоборот, оказать угнетающую, депривирующую. Так, после рождения большую роль играют перенесенные инфекции, травмы головы, что приводят к интоксикации не только ЦНС, но и головного мозга. Подобные неблагоприятные факторы вызывают органическое поражение периферической и центральной нервной системы, в результате чего наблюдаются нарушения познавательных процессов, слуха, зрения, моторики. Так, дизартрия у детей наблюдается в случаях ДЦП в более чем 80% случаев.
Формы дизартрии.
В связи с многочисленными исследованиями и изучением динамики развития неврологических состояний ребенка в постнатальном периоде, специалисты утверждают, что дизартрия у детей носит смешанный специфический характер, поскольку поражения характеризуются локализацией в разных отделах головного мозга. Выделяют следующие чаще всего встречаемые формы дизартрии у детей:
- Спастико-паретическая форма имеет все признаки псевдобульбарной дизартрии у взрослых. Основные симптомы: нарушена фонетическая речь; слабый артикуляционный аппарат; сложность воспроизведения произвольных движений; высокий тонус мышц речевого аппарата; наличие насильственных движений; постоянный устойчивый тремор, ребенок не в состоянии произвольно открыть рот. Развитие данной формы нарушения характеризуется поздним появлением гуления, лепета и звукопроизношения. На поздних этапах развития речь остается невнятной, пассивной, монотонной. Прежде чем осуществить артикуляционное движение, резко повышается тонус мышц, приводящий к спазму – язык оттягивается назад и сворачивается комом.
- Гиперкинетическая форма нарушения характеризуется скачкообразным и неустойчивым мышечным тонусом артикулярного аппарата, в результате чего проявляется в виде дизартрии и дискинезии. Наблюдаются подкорковые поражения, в результате происходит расстройство речевого дыхания, а также проявление неустойчивости речевых звуков. Данная форма дизартрии поддается коррекции.
- Атонично-астатическая форма наблюдается чаще всего при ДЦП. Симптоматика характеризуется смешанными признаками: нарушение речевого аппарата – тонкий острый язык, вяло располагающийся на дне ротовой полости, язык малоподвижен; наблюдается провисание неба и потеря чувствительности обеих щек; речь толчкообразная, то ускоряется, то замедляется. Имеет место беспричинное изменение модуляций голоса, речь носит скандированный характер, рубленая и сопровождается выкриками. У детей с этим видом дизартрии отмечаются нарушения произношения звуков от простых до сложных. Обучение и коррекция протекает сложно, поскольку у таких детей отсутствует критичность ситуации.
Формы дизартрии и их признаки.
Принято выделять 5 основных форм дизартрии в зависимости от очага поражения:
- бульбарную;
- псевдобульбарную;
- корковую;
- подкорковую;
- мозжечковую.
Бульбарная.
Данная форма — одна из самых тяжёлых форм, встречающаяся крайне редко. По сути, это симптом бульбарного паралича, когда происходит поражение ядер 5 пар черепно-мозговых нервов, находящихся в бульбусе. Дети с таким диагнозом редко доживают до подросткового периода из-за поражений лёгких и сердца. При заболевании наблюдаются серьёзные расстройства в расположении и работе надгортанника, голосовых связок, гортани и мягкого нёба. К примеру, последнее зачастую бывает опущено, вследствие чего пища может попадать в полости носа и ушей, что вызывает воспаления.
Симптоматика болезни выражена ярко, у ребёнка:
- затруднено дыхание;
- изменён тембр голоса (от гнусавости до писклявости);
- не задействуются мышцы лица (у него не закрывается рот, он не можёт надувать щёки и т. п.);
- есть паралич жевательных мышц;
- постоянно наклонена голова.
Основным признаком является то, что ребёнок просто не может говорить из-за парализованности языка.
Псевдобульбарная.
Наиболее часто встречающийся вид болезни. По признакам форма похоже на бульбарную, но механизм у них разный. В этом случае страдают пирамидные и проводящие пути, из-за чего наблюдается:
- повышенное слюноотделение;
- сильное сжимание губ;
- повышение тонуса лицевых мышц, особенно языка;
- нарушение кровоснабжения языка.
При всём этом мышцы сильно напряжены, буквально сжаты в комок, а язык на ощупь холодный. Псевдобульбарная форма зачастую асимметрична, то есть одни мышцы развиваются нормально, а другие плохо. Основным и самым частым признаком является монотонность речи. Иногда при псевдобульбарной форме может наблюдаться синкинезия, когда язык не двигается, но мышцы губ пытаются ему помочь.
Подкорковая.
В 3 года в мозге начинают созревать подкорковые узлы, которые окончательно сформировываются примерно к 8 годам. Если до этого времени в подкорковых образованиях появляются какие-то патологии, может развиться подкорковая дизартрия, которую называют экстрапирамидной и гиперкинетической. Заболевание характеризуется повышенным тонусом мышц, отчего последние становятся малоподвижными. У ребёнка появляются тремор и гиперкинез. При этом речь становиться невнятной, с характерным носовым произношением. Поскольку язык подрагивает, произношение и его темп нарушается, становится похож на заикающийся.
Мозжечковая Исходя из названия, эта форма связана с поражением мозжечка. Тонус мышц при этом ослаблен, потому у детей с мозжечковой дизартрией страдает координация движений. Их речь можно сравнить с речью людей, находящихся в опьянении. Она растянута, часто меняет громкость, отмечается смягчение звуков. Дети с мозжечковой дизартрией не сильно отличаются от здоровых, и исправить их дефекты можно при помощи обычных занятий.
Корковая К появлению болезни ведёт поражение нижней трети центральной лобной извилины. Симптоматика ярко выражена и проявляется в:
- неверном произношении большей части звуков;
- плохой работе мышц артикуляционного аппарата;
- замене слогов при сохранности структуры слова.
Ранняя диагностика дизартрии у детей.
Прежде чем осуществить постановку такого диагноза как дизартрия речи, специалисты ориентируются, прежде всего, на показатели, свидетельствующие об определенном уровне развития двигательных навыков ребенка, его функциональных особенностях психики и речевого аппарата. Охват и учет выше перечисленных показателей позволяет специалистам адекватно оценить общую клиническую картину и выявить расстройства и отклонения в центральной нервной системе ребенка. В период от новорожденности с переходом к младенчеству выделяют три основных этапа развития психомоторной деятельности:
- Первый этап охватывает возрастной период от первых дней жизни до полугода. Характеризуется как таламопаллидарный этап. Ребенку на данном этапе свойственны беспорядочные движения с повышенным тонусом: руки напряжены, кисти сжаты в кулачки; ноги согнуты в коленях, наблюдается шаговый рефлекс; хватательный рефлекс. Все эти непроизвольные движения находятся пол контролем спинного мозга. Ближе к 6 месяцам у ребенка постепенно рефлексы исчезают, на смену которым появляются двигательные функции произвольного характера. Если непроизвольные движения сохраняются более полугода, специалисты диагностируют двигательное расстройство центрального характера.
- Второй этап охватывает возрастной диапазон ребенка от полугода до 11 месяцев. Этот этап называется стриопаллидирный. На данном этапе у ребенка заметно нормализуются активные движения, ребенок держит в руках игрушку, самостоятельно сидит, различает звуки, распознает своих и чужих. Основной признак того, что развитие соответствует возрастным особенностям – лепет. Так, у ребенка начинает формироваться артикуляционный аппарат, а вместе с ним и произношение гласных и некоторых переднеязычных звуков. Ребенок различает речь, начинает понимать смысл слов, характеризующие предметы и эмоции.
- Третий этап охватывает возраст от года до трех лет. На данном этапе происходит развитие корковых и подкорковых структур. Ребенок совершает тонкие движения рук, ползает, затем начинает ходить. Различает интонацию, а к году накапливаются слова, несущие смысловую и эмоционально-положительную нагрузку. У ребенка формируется собственная речь, а благодаря слуховым обратным афферентным связям у ребенка начинается формироваться фонетика родного языка. Если речевой аппарат у ребенка развивается в пределах нормы, то речевое дыхание будет характеризоваться как плавное, размеренное, без проявлений пауз. На данном этапе при правильном развитии вышележащие отделы мозга начинают подчинять нижележащие структуры мозга.
Общепринятые сведения о поэтапном формировании ЦНС и ВПФ ребенка позволяют специалистам своевременно выявить нарушения речевого развития. Плач ребенка с органическими поражениями ЦНС и мозга качественно отличаются от плача здорового ребенка, и сопровождается следующими признаками:
- слабостью;
- непродолжительностью;
- равномерностью,
- без интонирования и звонкости;
- без выраженной причины;
- внезапностью.
К симптомам дизартрии можно отнести такие признаки, проявляющиеся в процессе кормления грудью:
- вялое сосание;
- неполный захват соска;
- молоко вытекает из полости рта;
- молоко вытекает из пазух носа;
- захлебывание.
Также дизартрия у детей младшего возраста имеет следующие симптомы:
- Признаки гуления проявляются на поздних сроках, вокализация и лепет характеризуются ограниченным репертуаром.
- Сроки всех речевых этапов запаздывают в сравнении с нормой на 3-4 месяца.
- Как только речь начинает проявляться, слова произносятся невнятно, смазано, нечленораздельно.
- Словарный запас на фоне детей с развитием в норме весьма обедненный.
- Звукопроизношение и фонетическая часть речи недостаточно дифференцированы. Голос тихий, хриплый, сиплый, интонация ровная, ритм волнообразный.Такие факторы связаны с задержкой и нарушением дыхательной функции, в результате кислородной недостаточности, а также при родовой травме.
- Фразовая речь задерживается в развитии, наблюдается несформированность лексической части речи.
- Речевой аппарат нередко характеризуется слабостью или твердостью неба, укороченностью уздечки.
При обнаружении родителями у ребенка более чем двух вышеперечисленных признаков необходимо обратиться к специалистам.
Постановка диагноза.
Обследование на дизартрию осуществляется преимущественно невропатологом, при этом учитывается заключение логопеда и дефектолога. Перед тем как поставить диагноз, учитываются возрастные и физиологические особенности ребенка. Заключение невропатолога строится с учетом анамнеза матери, картины протекания беременности и наличии пораженных участков отдела мозга. Исследуются особенности нарушения артикуляционного аппарата, состояния речевых и мимических мышц, характер протекания дыхания и его объем.
Для постановки точного диагноза проводится аппаратная диагностика, а именно МРТ головного мозга, электроэнцефалография и электромиография. Логопед строит заключение на основе ритма, темпа речи ребенка. Оценивает четкость произношения звуков, а также синхронность голосообразования. Дефектолог оценивает лексический строй речи ребенка и фонематическое восприятие. Основные рекомендации специалистов – своевременное обращение за помощью при обнаружении признаков нарушения произношения и в работе речевого аппарата.
Лечение дизартрии у детей.
Профилактическая и лечебная терапия начинается после глубокой диагностики. Своевременное осуществление диагностики и лечения устранит неблагоприятное развитие психомоторики ребенка. Коррекционная программа для детей с дизартрией составляется на основе результатов, полученных посредством комплексного обследования.
Медикаментозное лечение дизартрии у детей
Лекарств именно от дизартрии как таковых пока нет.
Врачом могут назначаться препараты, убирающие (частично или полностью) симптоматику недуга.
Практически в каждом случае назначают Магне В6, Пантогам и лекарства, снимающие спазмы сосудов. Однако они, по большей части, только облегчают состояние пациента.
Обратите внимание! Ни в коем случае нельзя давать что-либо ребёнку без совета невролога.
Из серьёзных лекарств могут быть назначены:
- Сосудистые:
- Циннаризин.
- Кавинтон.
- Инстенон и Глиатилин.
- Стугерон.
- Ноотропы:
- Энцефабол.
- Пантокальцин.
- Пикамилон.
- Метаболитические:
- Актовегин.
- Церебролизин и Церебролизат.
- Седативные.
- Ново-пассит;
- Персен;
- Тенотен.
Неплохие результаты показали такие лекарства:
- Финлепсин;
- Цереброкурин;
- Пирацетам.
Основные методы коррекции дизартрии.
Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом.
Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др. На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.
Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.
Рекомендуемые методы немедикаментозного лечения:
Записаться на приём