Заикание – это тяжелое психоречевое расстройство с характерными видимыми признаками. Нарушение может обнаружиться в детском возрасте или же проявиться уже во взрослой жизни.
Развитие заболевания в детском возрасте врачи связывают с отклонениями нервной деятельности, в группе риска дети с неврологическими расстройствами и заболеваниями головного мозга.
Заикание проявляется нарушением плавности и ритма речи, что связано с возникновением судорог в нескольких отделах речевого аппарата:
Разновидности нарушения.
В зависимости от причин развития и течения заболевания в медицине принято подразделять заикание на такие виды, как:
В свою очередь невротическое заикание бывает:
Особенности логоневроза.
Характерной чертой логоневроза является четкая взаимосвязь между нарушениями ритма устной речи и выраженной психоэмоциональной нагрузкой на ребенка, значимостью для него речевой ситуации.
При невротическом заикании у ребенка в спокойной для него обстановке заболевание практически не проявляется, однако, при стрессовых ситуациях, как только малыш начинает волноваться, то запинки в устной речи усиливаются. Зачастую невротическое заикание приводит к развитию у детей логофибии – боязни говорить.
Логоневроз у детей, как правило, проявляется в раннем возрасте от 2 до 5 лет, именно в этот период происходит процесс активного формирования речевого аппарата ребенка.
Риск развития заболевания в более взрослом возрасте уменьшается, так согласно данным статистики количество случаев проявления заболевания среди детей возрастной группы от 5 до 6 лет составляет 2%, от 6 до 14 лет – 1%.
Неврологическое заикание сопровождается лицевыми тиками, лицевым мышечным напряжением, частым морганием, дрожанием губ и челюсти.
Особенности неврозоподобного расстройства.
Неврозоподобное заикание является следствием остаточных органических изменений в работе головного мозга, вызванных патологическими состояниями в период вынашивания беременности, родов или же в раннем возрасте ребенка.
В отличие от логоневроза причины развития органического заикания скрыты в не психоэмоциональном состоянии ребенка, а в физиологии.
Характерные признаки неврозоподобного расстройства речевого аппарата:
Причины заикания.
Единого мнения об этиологии заикания не существует и по сегодняшний день, но, несмотря на различие взглядов на причины развития заикания у детей, ученые мужи едины в одном – существует ряд определяющих факторов:
Наибольшее количество случаев заболевания приходится на детей в возрасте от двух до пяти лет, именно в это период происходит активное развитие речевой системы.
При этом у мальчиков уровень заболеваемости в сравнении с девочками выше в 4 раза.
Патогенез заикания связан с нарушениями координации голосоведения, артикуляции и дыхательного процесса.
Причинами развития нарушений речи могут служить разные факторы:
Психологические причины заикания:
К физиологическим факторам относят:
Спровоцировать заикание могут и социальные факторы, например, такие как:
Дефекты в устной речи у ребенка могут быть вызваны в результате подражания члену семьи страдающим заиканием.
Фазы развития.
Принято выделять четыре фазы развития заикания в детском возрасте:
Клиническая картина. Как заподозрить?
Развитие речевой патологии характеризуется такими первоначальными признаками:
Зачастую дети, страдающие заиканием, идут на уловки пытаясь заменить трудно выговариваемые слова более легкими словоформами, вводят в устную речь добавочные слова.
Как отмечалось выше, к нарушению речи приводят судороги мышц гортани, языка, неба, диафрагмы. Обычно голосовые судороги возникают при произношении гласных звуков.
Выделяют три вида спазмов голосового аппарата:
Дыхательные судороги подразделяют на инспираторные и экспираторные, в первом случае судороги возникают на вдохе, для второго характерно резкий внезапный выдох.
Экспираторные конвульсии сопровождаются мощным сокращением мышц живота, опущением нехватки воздуха.
Клиническая картина заикания дополняется нервными лицевыми тиками, гримасничаньем, психологическим дискомфортом, замкнутостью, раздражительностью, плаксивостью, нарушением сна, в некоторых случаях приступами агрессии.
Диагностика и терапия нарушения.
При диагностировании лечащий врач изучает историю болезни, учитывает психопатологическую симптоматику.
Диагноз устанавливается на основании консультаций логопеда, психолога, невролога, после прохождения нейропсихологического тестирования.
Целью коррекции заикания является послабление либо полное устранение судорог речевого аппарата, сопутствующих патологий, укрепление нервной системы, воздействие на психоэмоциональное состояние заикающегося, коррекция поведения ребенка в социуме.
Коррекция – это сложная совместная работа маленького пациента и профильного специалиста. Методов лечения детского заикания существует несколько, каждая авторская методика основывается на представлении автора о причинах развития нарушений речи.
К самым известным программам коррекции заикания у детей относятся:
Методы коррекции нарушения речи основываются на поэтапном усложнении речевых упражнений.
Коррекционную программу можно условно разделить на три основных этапа:
При выборе методики коррекции родителям и специалистам следует учитывать личностные качества ребенка.
Профилактика заикания.
Непринятие мер по избавлению от заболевания у ребенка с раннего возраста чревато развитием осложнений, к подростковому возрасту нарушение может полностью подчинить себе жизнедеятельность, затормозить развитие личности в социальной среде, способствовать развитию комплексов, и, в конечном счете привести к передаче заикания следующему поколению в семье.
Основной мерой профилактики развития заболевания является избегание стрессовых ситуаций, психических травм.
Важная роль в профилактики заикания у детей ложится на их родителей, к профилактическим мерам можно отнести:
При общении с ребенком нужно говорить размеренно, неторопливо.
Уделять время для занятий с малышом, используя игровую форму общения, развивать мелкую моторику рук.
Если все же избежать заболевания не удалось и ребенку поставлен диагноз заикание, родителям не стоит впадать в панику.
Важно своевременно обратиться к специалистам, строго соблюдать рекомендации врачей, оказать ребенку всестороннюю помощь в преодолении болезни.
Рекомендуемые методы коррекции: