Эмоционально – волевой синдром у детей.

Эмоции — это особый вид высшей нервной деятельности человека. С их помощью выражается общее эмоциональное состояние и реакция на окружающий мир. Эмоционально-волевая сфера занимает главенствующее положение в развитии личности человека. Она начинает формироваться уже во внутриутробном развитии ребенка.... 

Эмоции это главным образом результат отражения человеческих потребностей и оценке вероятности их удовлетворений, которые основываются на личностном и генетическом опыте.

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает.

В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

 

Основные причины нарушений.

Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.

  1. Перенесённые стрессы;
  2. отставание в интеллектуальном развитии;
  3. недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  4. социально-бытовые причины;
  5. фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  6. ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

 

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного периода.

Как заподозрить?

Можно выделить ряд причин / признаков эмоционально-волевого синдрома:

  • Во время родов была получена родовая травма, которая привела к какому-нибудь неврологическому заболеванию. ·
  • У ребенка нет определенного режима. Спит, кушает, когда захочет.
  • Наблюдается отставание в развитии на два месяца по сравнению со сверстниками.
  • Задержка речевого развития.
  • Ребенок ведет себя агрессивно. Может ударить другого ребенка. Жестоко относится к животным.
  • Ребенок не приучен к дисциплине.
  • Ребенок истеричный, плохо спит, раздражителен всегда.
  • Часто болеет, в особенности простудными заболеваниями.
  • Чрезмерно не внимательный, часто отвлекается.
  • Не воспринимает и не усваивает школьный материал, даже если посещает дополнительные занятия.
  • Если в семье родители постоянно ругаются.
  • Возникает неприязнь к новому.
  • У ребенка нет друзей.

 

Классификация эмоционально — волевых расстройств.

Включает в себя совокупность патологий воли и эмоциональной сферы.

Патологии волевой сферы подразделяются на следующие:

  • Гипербулия – сопровождается сильным увеличением волевой активности, которая приводит к необдуманным поступкам, не реальным идеям, несущим бредовый характер. Таким больным кажется, что их идеи самые лучшие, и они пытаются воплотить их в жизнь.
  • Гипобулия – напротив, это сильное снижение волевой активности. Человек впадает в депрессию и апатию, долгое время может находиться в одной и той же позе, плюс ко всему не хочет выполнять никаких действий.
  • Ступор – выражается в общей заторможенности организма.
  • Мутизм – целенаправленный отказ от речи, нежелание общаться. Негативизм – перевод всего в негативную форму.
  • Стереотипия – многократное повторение слов, фраз или движений.
  • Пассивная подчиняемость – выполнения всех без исключения просьб.
  • Эхопраксия – имитация действий другого субъекта.
  • Эхолалия – повторение последних фраз собеседника.
  • Каталепсия – не сознательное изменение позы, в которой больной может долго находится, невзирая на удобство.

Нарушения эмоциональной сферы:

  • Патологический аффект – резкие приступы ярости, возникающие на незначительные замечания, которые сопровождаются негативными действиями. После совершенного наблюдается амнезия.
  • Эйфория – особо приподнятое настроение. Жизнь кажется беззаботной, веселой, нет никаких проблем.
  • Мория – неоправданное повышенное настроение
  • Дистимия – обратный процесс мори. Для больного все плохо, жизнь не сложилась должным образом.
  • Тревога – необоснованное чувство страха, беспокойства, переживаний, душевных терзаний.
  • Дисфория – характеризуется повышенной озлобленностью, желанием вылить весь негатив на окружающих. Если не получается это сделать, такой больной может нанести себе физическую травму, как бы направляя негатив на себя.
  • Эмоциональная слабость – характеризуется перепадами настроения. То хочется плакать, то смеяться. 

 

Диагностика нарушений.

Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:

  • тест по средствам рисунка;
  • цветовой тест Люшера;
  • шкала тревожности Бэка;
  • опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
  • тест школьной тревожности Филипса и многие другие.

 

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Обращение к психологу

Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.

В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.

Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.

Практические методы коррекции

Таковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.

Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.

Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.

Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.

Методы коррекции эмоциональных расстройств.

Особенности коррекции эмоциональных расстройств у детей и взрослых основываются на применении ряда эффективных методик, способных практически полностью нормализовать их эмоциональное состояние. Как правило, эмоциональная коррекция в отношении детей заключается в применении игровой терапии.

Зачастую в детском возрасте, эмоциональные расстройства обуславливаются недостачей игрового процесса, что значительно тормозит психическое и ментальное развитие.

 Систематический двигательный и речевой фактор игры позволяет раскрыть возможности ребенка и ощутить положительные эмоции от игрового процесса. Проработка различных ситуаций из жизни в игровой терапии позволяет ребенку значительно быстрее адаптироваться к реальным жизненным условиям.

Существует и другой терапевтический подход, а именно психодинамический, который основывается на методе психоанализа, направленного на разрешение внутреннего конфликта пациента, осознание своих потребностей и полученного опыта из жизни.

Психодинамический метод также включает в себя:

  • Арттерапию;
  • Непрямую игротерапию;
  • Сказкотерапию.

Они позволяют пациентам раскрепоститься, проявить творческую фантазию и представить эмоциональные расстройства как определенный образ. Психодинамический подход также выделяется легкостью и непринужденностью проведения.

Также к распространенным методам относят этнофункциональную психотерапию, которая позволяет искусственно сформировать раздвоенность субъекта, в целях осознания своих личностных и эмоциональных проблем, как бы сфокусировав свой взгляд со стороны. В данном случае помощь психотерапевта позволяет пациентам перенести свои эмоциональные проблемы на этническую проекцию, проработать их, осознать и пропустить через себя с целью окончательного избавления от них.

Рекомендуемые методы коррекции без лекарств.

 

        Запись на прием

 

Цена:
Описание:
Заполните форму