Как это работает?
Головной мозг человека постоянно генерирует электромагнитные волны. В психофизиологии это называется ритмической активностью мозга. Различают четыре основных ритма: дельта, тета, альфа и бета — ритмы. Все эти ритмы определяют различные состояния психики человека.
Что такое Альфа-ритм?
Почти сто лет назад немецкий психиатр Ганс Бергер, изучая электрическую активность головного мозга человека, впервые обнаружил слабые колебания с частотой около 10 колебаний в секунду, и назвал их альфа-ритмами.
Альфа-ритм (8-14 Гц) наиболее важен. Это бодрость, спокойствие и оптимальное состояние человека. В альфа-состоянии происходит полная саморегуляция и самовостановление нервной системы. Находясь в этом состоянии у человека повышается внимание, работоспособность и готовность к будущим действиям. В итоге он максимально сознателен, психически устойчив и контролирует свое поведение и речь.
На электроэнцефалограмме альфа-ритмы выглядят следующим образом:
Усиление альфа-ритмов ведет к релаксации и состоянию расширенного сознания.Творческие люди называют это состояние вдохновением, большинство научных открытий было совершено именно при такой работе головного мозга (в альфа-ритме).
Ведь вы наверняка слышали, что таблица химических элементов приснилась Менделееву во сне, а Ньютон открыл закон притяжения, когда проснулся от того, что ему на голову упало яблоко! Когда наш мозг работает в альфа-ритме, у нас появляется связь с центром нашего сознания, а также и со всем окружающим миром. Это наиболее естественный и продуктивный ритм работы человеческого мозга.
Позитивное воздействие программы «Альфа-ритмы» на человека:
- Кровоснабжение головного мозга улучшается минимум на 70 %.
- Восстановительные процессы организма человека ускоряются.
- Человеку приходят творческие идеи, вдохновенные мысли, обостряется интуиция.
- Воникает возможность перепрограммирования своего сознания. Вы сможете разобраться с всевозможными проблемами, такими как бессонница, тревога, напряжение, вредные привычки и мн. др.
- Вы сможете научиться достигать своих целей и превращать мечты в реальность.
Частота альфа-ритма головного мозга совпадает с частотой волн Шумана — естественным ритмом пульсации магнитного поля атмосферы Земли.
Только в альфа-состоянии человек находится в гармонии с собой, налаживает позитивные отношения с другими, природой и Вселенной.
Бета-ритмы:
В ситуации тревожности, стресса и агрессии у человека доминируют бета-ритмы (14-35 Гц). В этом случае частота работы мозга ускоряется. Если это продолжается длительное время у детей во время учебы или у взрослых на работе, то в работе головного мозга возникают перегузки и напряжения. Это не может продолжаться без последствий: активность нервной системы и частоты ритмов мозга падают и в итоге появляются медленные ритмы — тета (4-7 Гц) и дельта (1-4 Гц).
В этом случае, сознание человека затормаживается, снижается его работоспособность, появляются депрессивные настроения, усталость, различного рода зависимости и, в конечном счете, у человека пропадает интерес к жизни.
Процедура составления индивидуально-коррекционной программы «Альфа-ритмы» включает в себя следующие этапы:
- Предварительно, с помощью электроэнцефалографа, проводится диагностика функционального состояния и визуализация работы живого мозга без хирургического вмешательства (ЭЭГ-исследование головного мозга).
- Результаты психофизиологической диагностики анализируются с помощью компьютерных программ, выявляются основные нарушения амплитудных и частотных электропотенциалов головного мозга.
- На основе полученной информации готовится программа коррекции, которая накладывается на расслабляющую музыку и записывается с использованием специальной технологии в мр3-формате в виде звуковых волн, совмещенные с фоновой музыкой.
Программу «Альфа-ритмы» необходимо слушать с помощью наушников, лежа, с закрытыми глазами, без постороннего шума. Оптимальное время для прослушивания – перед сном и после обеда. Длительность программы — 30 минут. Не беспокойтесь, если вы уснули, это нормальная реакция на прослушивание. Программа не снижает своей эффективности во время сна.
Воздействие правильных индивидуальных альфа-ритмов человека на собственный мозг благотворно влияет на его эмоциональное состояние, сон, бодрость и самочувствие. Данная коррекция улучшает работу мозга на физиологическом уровне. Повышаются потенциалы мозга, устраняются стереотипы мышления. Для этого метода нет противопоказаний, отсутствует привыкание. Чем больше вы резонируете индивидуальные ритмы, тем лучше результат, дольше и стабильней эффект. Это своего рода массаж для мозга.
В результате деятельность нервной системы нормализуется, а человек из состояния стресса, тревоги или хронического утомления постепенно переходит в обычное, но ставшее для многих людей редким, здоровое психическое состояние.
Коррекционные программы «Альфа-ритмы» предназначены для использования в течении от 3-х месяцев до 2-х лет в зависимости от сложности проблем и возраста человека.
Влияние качества Альфа- ритма на обучение.
С помощью электрического тока и иголок ученые обнаружили, что мозг плохо обучающихся людей отличается от мозга хорошо обучающихся людей тем, что во втором более качественно активизируются альфа-ритмы — ритмы энцефалограммы, ответственные за переход от расслабленного состояния к сконцентрированному. То есть мозг «глупых» людей просто не желает обрабатывать информацию.
Ученые из Берлина, Бохума и Лейпцига, работающие в рамках общенемецкой программы изучения процесса обучения, задались банальным для обывателя вопросом: почему одни люди способнее других, почему одним обучение дается легче, чем другим? Только дать ответ нужно было не с точки зрения банальных суждений или психологии, а исследовав активность мозга при обучении биологически, с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). Вкратце ответ получился следующим:
у менее способных людей неэффективность заложена не в процессе обучения как таковом, а в том, что мозг недостаточно качественно обрабатывает нужную информацию.
Ученые обратились для изучения активности мозга к такому базовому чувству, как осязание: его пытались тренировать и сделать более качественным. У тех испытуемых, которые хорошо откликались на обучение, ЭЭГ регистрировала специфические изменения активности мозга, особенно в области так называемого альфа-ритма. Этот ритм в полосе частот от 8 до 13 Гц (средняя амплитуда — 30—70 мкВ) регистрируется у 85—95% здоровых взрослых и является проявлением спокойного бодрствования. При мыслительной активности он затухает, поэтому является, среди всего прочего, показателем того, как хорошо мозг реагирует на обучение.
«Теперь нам хотелось бы понять, насколько альфа-ритм можно «вручную» изменять с помощью биологической обратной связи. Если нам удастся научиться управлять им, сразу возникнет масса применений для восстановительной терапии после травм мозга. Кроме того, интересен сам по себе процесс обучения», — отметил доктор Губерт Динсе из Рур-университета в Бохуме, один из авторов статьи, которая была опубликована по результатам исследования в Journal of Neuroscience.
В целом на качество обучения влияет целый ряд факторов: генетические аспекты, анатомия мозга каждого человека и не в последнюю очередь — внимательность, способность сосредоточиться. Чтобы изучить роль каждого из этих факторов, необходимо разработать специальные методики эксперимента.
«В последние годы нам удалось разработать процедуру, с помощью которой мы запускаем процесс обучения, вообще не требующий внимания», — объяснил Динсе, слова которого приводит пресс-служба университета.
Именно для этого требуется использовать осязание. Эксперимент состоит в следующем: кожу руки испытуемого в течение 30 минут последовательно стимулировали слабым электрическим током. До и после эксперимента у испытуемых измеряли параметры так называемой дискриминационной чувствительности (способности различать два прилагаемых к коже раздражителя одновременно). Измерить ее, как оказалось, тоже не очень сложно: кожу руки легонько колют двумя иголками, потихоньку сближая их. Искомый параметр — это минимальное расстояние, при котором уколы все еще воспринимаются как два, а не как одно воздействие.
Оказалось, что «пассивное обучение» электрическим током повысило чувствительность к уколам иголками на 20%.
Однако «умными счастливчиками» оказались не все 26 испытуемых, и тут в дело пошли их ЭЭГ, на которых ученые искали признаки более качественного обучения.
Здесь и обнаружилась решающая роль альфа-ритма: чем выше была его амплитуда до процесса пассивного обучения, тем лучше люди усваивали информацию. Кроме того, чем сильнее было падение его амплитуды в процессе обучения, тем проще было учиться. Этот эффект наблюдался в соматосенсорной коре головного мозга — именно там расположены тактильные центры.
«С помощью компьютерных моделей мы изучаем, как альфа-ритмы способны влиять на процесс обучения. Только когда полностью разберемся в процессе обработки информации в мозге, мы сможем предложить терапию для корректировки нарушений в нем», — объяснил Петра Риттер, соавтор работы из Лейпцига.