«Простая игра в песочнице в духовном смысле является проявлением Божественного, Творящего начала в человеке».
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева
Карл Густав Юнг, психоаналитик, открыл песок для научного осмысления в контексте психологической помощи взрослым.
Термин «песочная терапия» принадлежит его ученице, психоаналитику Доре Калфф.
Она видела песочную терапию как инструмент, который не только позволит детям выражать личный мир, но и соединит его с ежедневной реальностью.
Цель песочной терапии: дать возможность ребенку быть самим собой.
Задачи песочной терапии:
Помочь ребенку
— стать более ответственным в своих действиях и поступках;
— в большей степени полагаться на самого себя;
— овладеть чувством контроля;
— развить умение преодоления трудностей;
— повысить самооценку и обрести веру в самого себя.
Плюсы метода:
Манипулируя игрушками, ребенок может показать как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.
Дети выражают себя в спонтанной игре, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно.
Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами.
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно «отыграть» в песочнице. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.
Как это работает:
Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями.
Ребенок сам придумывает, о чем фигурки говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа.
Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся в песочнице.
Для кого подходит:
Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание.
Дети, пережившие психическую травму: игра в песок помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки, развода родителей.
При решении семейных проблем можно предложить одному родителю или семейной паре выбрать фигурки тех животных, которые подходят для каждого члена семьи, и создать на песочном поле композицию из них.
Эта форма психологической работы для взрослых может быть даже более эффективной, чем для детей. Человеку предлагается построить «свой мир» в песочнице, используя многочисленные фигурки. Как правило, им воспроизводится замаскированная важная на данный момент ситуация, проблема, внутренний конфликт, которые иной раз не осознаются.
Рекомендуем метод, если у вас:
- гиперактивный ребенок,
- трудные межличностные отношения ребенка с воспитателем, учителем, третьим лицом (бабушкой);
- школьные трудности;
- расстройства настроения (плаксивость, истеричность);
- страхи,
- инфантильность ребенка,
- проблемы поведения;
- агрессивность.
Противопоказания к использованию песочной терапии
- Эпилепсия или шизофрения.
- Клиент с очень высоким уровнем тревожности.
- Аллергия на пыль и мелкие частицы.
- Легочные заболевания.
- Кожные заболевания и порезы на руках.
Форма занятий
Индивидуально — от 8 до 16 занятий.
Результаты: повышение ответственности в своих действиях и поступках; повышение самоконтроля, повышение самооценки; снятие стресса; экологичное переживание утраты, в том числе развода родителей; умение распознавать и контролировать свои эмоции.
Групповая (малые группы, 2-3 ребенка) — от 4 и более занятий.
Результаты: улучшение коммуникативных навыков, формирование навыков жить и творить совместно с другими, способность бесконфликтного существования в обществе.
В паре (мама+ребенок; папа+ребенок) – от 4 и более занятий.
Результаты: улучшение родительско-детских отношений; освоение навыков бесконфликтного общения, разрешение существующих конфликтов, приобретение опыта внимательнее относиться к своим и чужим ощущениям, особенностям характера, потребностям и желаниям, привычкам и интересам.
Если ваш ребенок особенный
В результате «песочной терапии» создается акцент на тактильную чувствительность. Повышается мотивация ребенка к занятиям.
Более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. «Заземляется» негативная психическая энергия. Происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
ОТЗЫВЫ
Артем П., 15 лет
Я вынес очень много новой информации, обсудил все волнующие меня проблемы. И помощь для меня действительно очень значимая! Бывают психологи, которые вызывают раздражение, но на этих трех встречах я имел удовольствие общаться с Педагогом и Другом.
Альбина З.
Приезжали на реабилитацию, прошли 8 занятий песочной терапии. Моему сыну (Павел, 5 лет)очень понравилась данная форма занятий. Он с удовольствием расставлял всех персонажей своей сказки, с гордостью показывал, что он сделал. И как результат стал эмоционально спокойнее, улучшились взаимоотношения с младшей сестренкой (Даша, 4 года).