Что такое нейропсихологическая коррекция и из чего она состоит?
Нейропсихологическая коррекция представляет собой комплекс специальных методик, направленных на переструктурирование нарушенных функций мозга, а также создание компенсирующих средств на основе сильных сторон ребёнка для его дальнейшей успешной адаптации. Данный метод может применяется в том числе в комплексе с другими лечебно-реабилитационными подходами.
Каждое занятие по нейропсихологической коррекции можно условно разделить на две части:
— двигательная, упражнения которой направлены на коррекцию одной из составляющих двигательного акта: регуляцию мышечного тонуса, формирование позы, развитие независимых движений различных групп мышц. Обязательным является ежедневное выполнение этой части дома.
— непосредственная работа над трудностями внимания, памяти, мышления, произвольной регуляции деятельности и т.д. посредством специальных игр и упражнений.
Продолжительность занятия (вместе с консультацией родителей) 90 мин.
Программа рассчитана на детей в возрасте 5-9 лет.
Перед посещением занятий с каждым ребёнком проводиться нейропсихологическая диагностика.
Показаниями для применения метода нейропсихологической коррекции являются задержки психического и речевого развития, дислексия, дисграфия, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), минимальная мозговая дисфункция (ММД), астения, церебрастения.
Проведение курса ограничено для некоторых категорий детей, в том числе, для детей в острой фазе психического или соматического заболевания.
Нейропсихологическая коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть:
— снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;
— нарушение мыслительной деятельности;
— снижение функции внимания и памяти;
— несформированность пространственных представлений;
— недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.
Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, педагогика и т.д.). Каждое занятие включает в себя двигательные и когнитивные (игры и задания за столом на развитие высших психических функций ребенка) упражнения.
Один курс коррекционных занятий состоит в среднем из 20 – 25 занятий, которые проводятся 2 – 3 раза в неделю. Количество курсов (в среднем от одного до трех) назначается, исходя из результатов диагностики.
Продолжительность занятия составляет 45 минут. Это время может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возраста.
Форма проведения занятий – индивидуальная или диада (совместное занятие двух детей, чаще применяется, начиная со второго курса коррекции).
В рамках нейропсихологической коррекции предусмотрено выполнение ребенком несложных домашних заданий и соблюдением родителями рекомендаций ведущего специалиста.
В целом нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку не только эффективным образом преодолеть трудности обучения, но и оказывает общее позитивное воздействие на гармонизацию развития личности ребенка: стабилизирует эмоциональный фон, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает потенциальные возможности ребенка
Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребенку от 3 лет, особенно, детям со сложностями:
— в поведении (спонтанность, невозможность самоконтроля, гиперактивность или медлительность);
— недостаточность пространственных представлений (не может запомнить, где лево, где право и т.п.)
— у ребенка имеет место обилия совещательных движений (синкинезий), при удерживании карандаша происходит непознаваемое перенапряжение множества «лишних» мышц (кусает губы, шевелит языком, плечи подняты, неловкая поза руки, ног) и др.
— школьная рассеянность (отвлекаемость, несобранность, нежелание сосредоточиться);
— нарушение письма, чтения, счета;
— отставание по школьным предметам;
— эмоционально-личностные проблемы;
— трудности общения;
— заниженная самооценка, неуверенность в себе;
— невротические реакции, гипервозбудимость;
Обязательно необходима помощь нейропсихолога если ребенок:
— пишет, рисует левой рукой;
— имеет проблемы с памятью;
— медлителен или излишне активен;
— плохо усваивает учебный материал;
— не может описать картинку, скопировать рисунок;
— получил родовую травму;
— имел травмы головы;
— получал общий наркоз;
— мало ползал или не ползал совсем;
— с трудом высиживает 15 минут на одном месте;
— двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
— невнимателен, часто отвлекается, быстро устает;
— пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
— не сразу понимает, обращенную к нему речь, откликается не сразу;
— часто болел, принимал антибиотики;
— родился с помощью кесарева сечения;
— имеет повышенный или пониженный тонус.
Занятия с нейропсихологом эффективны при:
— задержке речевого развития (ЗРР);
— общем недоразвитие речи (ОНР);
— задержке психического развития (ЗПР);
— задержка психо-речевого развития (ЗПРР);
— запинки в речи, логоневрозе (заикание), отказе от речевого общения;
— любых нарушений речевого развития на невротической основе;
— гиперактивности, гипервозбудимости, дефицит внимания (СДВГ)
— минимальных мозговых дисфункциях (ММД)
— пренатальный энцефалопатия (ПЭП)
— синдроме раннего детского аутизма (РДА)
Нейропсихологическая коррекция детей является признанным эффективным видом психологической помощи, помогающим детям справиться с трудностями в учебе и общении, которые зачастую связаны с особенностями индивидуального развития психических функций в детском возрасте.
Нейропсихологическая коррекция наиболее эффективна в дошкольном и младшем школьном возрасте.
В целом нейропсихологическая коррекция не только помогает эффективно преодолеть трудности в обучении, но позитивно влияет на общее развитие личности ребенка: стабилизирует эмоциональный фон, нормализует самооценку, помогает раскрыть потенциальные возможности ребенка.
По окончании нейропсихологической коррекции предлагается повторная нейропсихологическая диагностика для сравнения результатов.
Нейропсихологические коррекционные занятия с детьми и взрослыми
- комплексная нейропсихологическая коррекция процессов развития (от 4 до 25 лет)
- медлительность, дефицит внимания и гиперактивность (с 4 лет)
- левши (подготовка к школе – с 5 лет)
- сложности в усвоении школьной программы: письмо, чтение, счет (с 7 лет)
- сложности в пространственных представлениях (с 5 лет)
- задержка психического развития ( с 2 лет)
- занятия с детьми (от 5 мес. до 4 лет)
- занятия со взрослыми как в норме, так и после перенесенных инсультов, сотрясений мозга, черепно-мозговых травм (афазии, парезы и т.п.) с целью улучшения или восстановления работы мозга