Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией).
В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
По словам специалистов психологов, логопедов, дефектологов, неврологов проблема действительно серьезная, поскольку подобные нарушения в развитии ребенка приводят к усугублению ситуации в умственном развитии и в адаптации в социуме.
Патология формируется у детей в 3-10% случаев, согласно статистике, мальчики страдают чаще нежели девочки. Понятие охватывает широкий круг формирования речи: ребенок не произносит звуки, не говорит слова, не может в 4 года разговаривать предложениями.
Зачастую у детей задержка речи и нарушение психологических процессов развиваются совместно – малыш не воспринимает звуки и слова собеседника, не общается с ним простыми словами, характерными для его возраста.
Причины
Этиология задержки речевого развития в точности не изучена и по сей день.
Здесь можно говорить о причинах, которые специалисты условно подразделяют на две группы:
ровоцирующие факторы
Среди причин задержки речевого развития выявляют три основных фактора:
В большинстве случаев истинная причина задержки речевого развития так и остается невыясненной.
Как заподозрить?
Симптоматика задержки речевого развития индивидуальна для каждого случая. Заметить проблемы родителям сложно.
ЗРР определяется по следующим признаками:
К основным симптомам задержки речевого развития относят малую активность малыша, отсутствие звуков, отсутствие реакции на речь взрослых, невыполнение просьб и поручений, невозможность составлять простые предложения в возрасте 3 лет.
Диагностика
Задержку речевого развития определить сложно – здесь анализируются результаты обследования малыша группой специалистов, включая логопедов, педиатров, неврологов, дефектологов, психологов.
Первоначально при обнаружении проблем следует обратиться к педиатру, который проанализирует течение беременности у матери, рождение ребенка и соматическое состояние на момент обращения к специалисту. На основе имеющихся данных врач направит для дальнейшего обследования к узким профильным специалистам.
После педиатра ребенка, как правило, обследует невролог. На основании жалоб родителей рекомендуется прохождение инструментального обследования. Далее проводится обследование ребенка логопедом, который проверяет концентрацию внимания, слуховые и зрительные реакции, моторное развитие ребенка и прочие факторы.
На основании выводов логопеда проводится обследование у дефектолога, психолога и других специалистов в зависимости от причины задержки речевого развития.
Коррекция нарушения
Точного и общепринятого лечения задержки речевого развития не существует.
Медикаментозное лечение
Ребенку могут назначить консервативное лечение с целью нормализовать работу головного мозга и восстановить периферическую нервную систему. Целью лечения является восстановление нормальных функций ребенка.
Здесь могут использоваться такие препараты, как Энцефабол и Пантогам, фармакологические свойства которых направлены на микроциркуляцию клеток и активную работу головного мозга.
Немедикаментозное лечение.
Залогом успеха коррекционной работы при задержке речевого развития служит ее раннее начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций.
Используют физиотерапевтические методы лечения – магнитотерапию, электростимуляцию, массаж.
Не малую роль играют действия родителей в период лечения. Задача родителей создать для малыша спокойную атмосферу в семье – это способствует нормализации психологического состояния ребенка.
Также важно родителям проводить занятия и играть с малышом в игры, направленные на развитие мелкой моторики – пальчиковые и подвижные игры.
Не обходится без занятий для концентрации внимания ребенка и улучшения речевой активности.
Иногда в лечении возникают сложности, связанные с неправильно подобранными ноотропными препаратами, неправильной дозировкой, нежеланием малыша заниматься, ленью ребенка, нехваткой времени у родителей. При возникновении проблем следует пересмотреть методы лечения, найти подход к малышу, записаться на занятия к логопеду.
Рекомендуемые немедикаментозные методы лечения.
Отзывы |
Киреева Настя посещала Логосистем и занятия с логопедом. "Улучшилось звукопроизношение, стала усидчивее на занятиях, появился к ним интерес, очень нравится "Логосистем", любит петь и дома, увеличился запас слов, строит новые предложения сам." Сафрыгина Анна. Логосистем. "Больше говорит, пока интонационно, но уже можно понять." Виндилович Захар посещал Логосистем, Сенсорную интеграцию, СИНХРО-С. "После занятий Захар стал уже разговаривать! Стал более усидчивым." Мама Алюкова Артура: "Стал более выносливым, усидчивым,меньше стал уставать". Прошли курс СИНХРО-С, Томатис и Мягкую школу. О работе центра "Понравилось абсолютно всё!. Отличная работа специалистов, отношение прекрасное." |